Для тех, кто хочет грамотно распоряжаться своими финансами, важно своевременно составлять отчет о доходах и расходах. Для этого следует придерживаться всего трех шагов:
Первое – это определение статей доходов и расходов
Здесь главное то, что не нужно пытаться втиснуть эти статьи под чьи-то категории. Конечно, у всех нас имеются такие расходы, как плата за квартиру, телефон, интернет, электричество, газ и пр., однако есть и многие другие расходы, которые индивидуальны для каждого человека.
Правильно построенный бюджет должен включать в себя те статьи расходов, которые будут отображать потраченные именно вами деньги, а также статьи доходов, полученных также только вами. К примеру, если на обед вы выезжаете в соседнее кафе, то нужно внести в статью «Продукты» пункт «Обеды вне дома». В случае если вы вкладываетесь в акции, в свои доходы можно добавить пункт «Дивиденды».
Также не забудьте о своих хобби: коллекционирование, футбол, фитнес и о привычках, поскольку под них также нужно выделить отдельные статьи.
Для чего все это? Вы должны четко понимать, откуда приходят деньги, и куда они уходят. На основе этого можно будет делать выводы, и решать нужно ли изменять поток средств и направлять ли их в какое-то определенное русло.
Итак, для начала разберемся с доходами. Здесь основными пунктами будет следующее:
1) зарплата (независимо от того, работаете ли вы по найму или владеете собственным бизнесом);
2) процент по вкладу;
3) доход от сдачи в аренду.
4) другие доходы (здесь вы можете указывать все остальные поступления средств, которые посчитаете нужными к примеру, продажа старого телевизора, выигрыш денежной суммы, наследство и т.д.).
Последняя статья может быть особенно большой у служащих некоторых государственных структур.
Перечень расходов является более длинным по сравнению с доходами. Обо всех них вы в курсе сами, поэтому здесь важно уяснить лишь тот момент, что статья «Другие расходы» должна быть не более 15-20% от всей суммы расходов.
Второе – это запись всех доходов и расходов.
Именно записывая все статьи, можно реально оценить ситуацию. Прокручивая все это в голове, должного эффекта просто не будет. Поэтому нужно собрать все свои чеки и счета, чтобы составить полный перечень расходов и доходов. Причем провести такой анализ нужно в течение не менее одного месяца, а лучше даже трех.
Когда все цифры сведены воедино, нужно вычесть из суммы доходов сумму расходов, чтобы высчитать чистую прибыль. Если результат уходит в минус, значит, вы живете в долг. Если же прибыль все-таки имеется, то грамотнее всего будет инвестировать хотя бы ее часть в ценные бумаги, на счет в банке и пр.
В период кризиса особенно важно создание резервного фонда. Последний нужен для того, чтобы в случае кризиса при исчезновении источника дохода вы и ваши близкие могли жить нормальной жизнью в течение какого-то определенного срока (не менее полугода).
Однако важность такого фонда оценивается не только в кризисный период. Лучше всего создавать его на ликвидном банковском счете.
А что делать тем, чья прибыль ушла в минус? Нужно как можно скорее вылезать из «долговой ямы» и искать новые источники дохода, чтобы вы также смогли создать свой резервный фонд.
Большинство семей сегодня не имеет такого фонда, потому как их доходы равны расходам. Инвестировать часть своего дохода – это очень важно. Если вы неожиданно получили выигрыш или подарок в виде денежной суммы, премию и пр., эти средства можно сразу же перевести на счет в банке, ведь без них вы прежде тоже жили, значит, и сейчас сможете без дополнительных затрат. И этому стоит учиться, ведь без финансовой грамотности в наше время никуда...